Dave Brubeck - Избранное 🇺🇸
Де́йвид (Дейв) Уо́ррен Бру́бек (6 декабря 1920, Конкорд — 5 декабря 2012, Норуолк) — американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист, руководитель «Квартета Дейва Брубека» («The Dave Brubeck Quartet»). Один из выдающихся представителей кул-джаза («прохладного джаза» или калифорнийского джаза 1950—1960-х годов).
Дэйв Брубек (Dave Brubeck) – американский джазовый пианист, композитор и бэндлидер. Написал ряд джазовых стандартов, в том числе "In Your Own Sweet Way" и "The Duke". Стиль Брубека варьируется от уточненного до напыщенного, отражающие попытки его матери дать Дэйву классическое образование и его импровизационные навыки. Его музыка характеризуется использованием необычных сигнатур и наложения контрастные ритмов, метров и тональностей.
Его давний музыкальный партнер, альт-саксофонист Пол Десмонд (Paul Desmond) написал наиболее известную композицию квартета Дэйва Брубека "Take Five" в размере 5/4, которая стала джазовой классикой на одном из самых продаваемых джазовых альбомов Time Out. Брубек экспериментировал с сигнатурами на протяжении всей своей карьеры, записав "Pick Up Sticks" в 6/4, "Unsquare Dance" в 7/4, "World's Fair" в 13/4 и "Blue Rondo à la Turk" в 9/8. Он также является уважаемым композитором оркестровой и духовной музыки, а кроме этого писал музыку для телевидения - Mr. Broadway и анимированные мини-серии This Is America, Charlie Brown.
Биография
Дэвид Уоррен "Дэйв" Брубек (David Warren "Dave" Brubeck) родился 6 декабря 1920 года в городе Конкорд, штат Калифорния и вырос в Ione. Он многоэтнического происхождения: англичанин по матери, швейцарец и, возможно, индеец племени Модоке по отцовской линии. Его отец Говард "Pete" Брубек был скотоводом, а мать Элизабет (в девичестве Айви ) изучала фортепиано в Англии под Myra Hess и намеревалась стать пианисткой, преподавала фортепиано в качестве дополнительного заработка. Брубек изначально не собирался стать музыкантом (два его старших брата, Генри и Говард, были уже на этом пути), но брал уроки у матери. Он не мог читать ноты на первых уроках, объясняя это плохим зрением, но этот недостаток прошел в основном незамеченным.
Намереваясь работать с отцом на их ранчо, Дэйв пошел в Тихоокеанский колледж (ныне Тихоокеанский университет) изучать ветеринарию, но ушёл оттуда по настоянию преподавателя зоологии доктора Арнольда, который сказал ему: «Брубек, ваш ум не здесь. Вам на лужайку в консерватории. Пожалуйста, идите туда. Хватит тратить мое и ваше время» . Позже Брубек почти выгнали из консерватории, когда один из его профессоров обнаружил, что он не мог читать ноты. Некоторые из его профессоров пошли дальше, утверждая, что его способности в контрапункте и гармонии более чем компенсируют неумение читать ноты. В колледже все еще боялись, что это вызовет скандал, и согласились выпустить Брубека с дипломом только после того, как он обещал никогда не преподавать фортепиано.
После выпуска в 1942 году Дэйв Брубек был призван в армию и служил за границей в Третьей армии Джорджа Паттона. Он был освобождён от службы в Битве в Арденнах, когда вызвался играть на фортепиано в шоу Красного Креста. Брубек был в таком ударе. что ему было приказано сформировать группу. Таким образом, он создал одну из первых в вооруженных силах США расово смешанных групп "Wolfpack". Во время службы в армии Брубек встретил Пола Дезмонда в начале 1944 года. Он вернулся к учёбе в колледже после отбывания почти четырех лет в армии, на этот раз посещая Миллс колледж и учился у Дариуса Мийо, который поощрял его изучать фугу и оркестровки, но не классическое фортепиано. Ещё на службе в армии Брубек получил два урока у Арнольда Шенберга в Калифорнийском университете по теории и практике высокого модернизма. Однако, встреча не закончилась «на хорошей ноте», так как Шенберг считал, что каждая нота должна учитываться - подход, который Брубек не мог принять.
После окончания учебы у Мийо, Брубеку помогли устроиться на студию Fantasy Records в Беркли, Калифорния. Он работал с октетом (запись носит его имя только потому, что Брубек был самым известным членом группы в то время), и в трио, включая Кола Тжадера (Cal Tjader) и Рона Кротти (Ron Crotty). Высоко экспериментальная, группа сделала несколько записей и получила еще меньше рабочих мест. К трио часто на эстраде присоединился Пол Десмонд, для собственного продвижения.
В 1949 году Джек Шиди, владелец находящегося в Сан-Франциско лейбла Coronet, договорился о первой записи октета Брубека, а позже его трио. (Эту студию Coronet не следует путать ни с австралийской Coronet или с нью-йоркским бюджетным лэйблом Coronet конца 1950-х). Coronet Records Шиди ранее записывала диксиленды. Но Шиди был не в состоянии оплатить свои счета и в 1949 его студия была присоединена к Circle Record Company, принадлежащей Максу и Солу Вайсам. Братья Вайс вскоре изменили название своего бизнеса на Fantasy Records, что совпало с ростом спроса на записи Брубека. Вскоре компания поставляла от 40.000 до 50.000 копий записей Брубека в квартал, получая огромные прибыли.
Эпоха квартета
После почти фатального несчастного случая при плавании в бассейне, который сделал его недееспособным на несколько месяцев, Брубек организовал The Dave Brubeck Quartet в 1951 году, с Десмондом на саксофоне. Они стали выступать в ночном клубе Black Hawk в Сан-Франциско и гастролировали по кампусам колледжей, записав ряд альбомов с такими названиями как Jazz at Oberlin (1953), Jazz at the College of the Pacific (1953) и дебют Брубека на Columbia Records - Jazz Goes to College (1954).
Когда Брубек подписывал контракт с Fantasy Records, он думал, что имеет половину доли в компании, и он работал в качестве своего рода пиарщика, поощряя братьев Вайс подписать других современных джазовых исполнителей, в том числе Джерри Маллигана (Gerry Mulligan), Чета Бейкера (Chet Baker) и Рэда Норво (Red Norvo). Когда он обнаружил, что все, что ему принадлежит – это его собственные записи, решил подписать контракт с другим лейблом, Columbia Records.
В 1954 журнал Time напечатал фотографию Брубека на обложке, он стал вторым джазовым музыкантом, удостоенным такой чести после Луи Армстронга (Louis Armstrong) 21 февраля 1949 г. Дэйв лично нашел эту награду неловкой, так как считал Дюка Эллингтона (Duke Ellington) более достойным этого.
Ранние басисты группы включали Рона Кротти, Боба Бейтса (Bob Bates) и его брата Нормана Бейтса (Norman Bates). Ллойд Дэвис (Lloyd Davis) и Джо Додж (Joe Dodge) занимали стул барабанщика. В 1956 году Дэйв Брубек нанял Джо Морелло (Joe Morello), который работал с Мариан МакПартленд (Marian McPartland). Присутствие Морелло сделало возможными ритмические эксперименты, которые давно назревали. В 1958 году афро-американец Евгений Райт (Eugene Wright) присоединился к американской группе Государственного департамента в туре по Европе и Азии. Райт стал постоянным членом в 1959 году и персонал "классического" квартета стал полным. В конце 1950-х и начале 1960-х Дэйв Брубек отменил несколько концертов, потому что владельцы клубов или менеджеры залов продолжали сопротивляться идее видеть чернокожих на своих сценах. Он также отменил телевизионного выступления, когда узнал, что продюссеры хотели разместить Райта за кадром.
В 1959 году квартет Дэйва Брубека записал Time Out, от этого альбома лейбл был в восторге, но все же решаются на освобождение. Благодаря обложке альбома от S. Neil Fujita, альбом содержит все оригинальные композиции, почти ни одна из которых не была стандартного размера: были использованы 9/8, 5/4, 3/4 и 6/4, вдохновленные народной евразийской музыкой во время рекламного тура Государственного департаменто США. Тем не менее, на основании этих необычных сигнатур (альбом включал "Take Five", "Blue Rondo à la Turk" и "Three To Get Ready"), альбом быстро стал платиновым.
За Time Out последовали несколько альбомов с подобным подходом, включая Time Further Out: Miro Reflections (1961), используя ещё больше 5/4, 6/4 и 9/8, плюс первая попытка размера 7/4; Countdown: Time in Outer Space (посвящается Джону Гленну (John Glenn)) (1962), показывая 11/4 и более 7/4; Time Changes (1963), с большим 3/4, 10/4 (который был действительно 5+5), и 13 / 4, и Time In (1966).
Эти альбомы (кроме последнего) также известны использованием современных картин на обложке, можно увидеть работы Жоан Миро (Joan Miró) на Time Further Out, Франца Клайна (Franz Kline) на Time in Outer Space и Сэма Фрэнсиса (Sam Francis) на Time Changes.
Высшей точкой для группы стал их концертный альбом At Carnegie Hall (1963), описанный критиком Ричардом Палмером, как "возможно, величайший концерт Дэйва Брубека".
В начале 1960-х годов Брубек и его жена Иола разработали джазовый мюзикл The Real Ambassadors, частично основанный на опыте зарубежных туров. Саундтрек с участием Луи Армстронга, Lambert, Hendricks & Ross и Кармен Макрей (Carmen McRae) был записан в 1961 году, а исполнен в 1962 году на джазовом фестивале Монтерее.
На своем пике в начале 60-х Brubeck Quartet выпустил целых четыре альбома в год. Наряду с сериями «Колледж» и «Время», Брубек записал четыре пластинки своих композиций на основе путешествий группы, и местной музыки, с которой они столкнулись. Jazz Impressions of the USA (Джаз-впечатления от США, 1956, дебют Морелло с группой), Jazz Impressions of Eurasia (Джаз Впечатления Евразии, 1958), Jazz Impressions of Japan (Джаз Впечатления от Японии, 1964) и Jazz Impressions of New York (Джаз Впечатления от Нью-Йорка, 1964), менее известные альбомы, но все они блестящие примеры работы квартета в студии. На этих альбомах записаны стандарты Брубека, такие как, Summer Song", "Brandenburg Gate", "Koto Song" и "Theme From Mr. Broadway". Брубек написал, а квартет исполнил, песню для драматического сериала Craig Stevens, музыка из сериала стала материалом для нью-йоркского альбома.
В 1961 году Дэйв Брубек снялся в нескольких сценах британского джаз / бит фильма All Night Long, в котором снимались Патрик МакГохан (Patrick McGoohan) и Ричард Аттенборо (Richard Attenborough). Brubeck просто играет самого себя, его аппликатуры при игре на фортепиано показаны крупным планом. Дэйв исполняет "It's a Raggy Waltz" с альбома Time Further Out и в дуэте с басистом Чарльзом Мингусом (Charles Mingus) "Non-Sectarian Blues".
В начале 1960-х Дэйв Брубек был программным директором WJZZ-FM-радио (сейчас WEZN). Он достиг своего видения формата джаза радиостанции вместе со своим другом и соседом John E. Metts, одним из первых афро-американцев в высшем руководстве радио.
Последним студийным альбомом для Columbia квартетом в составе Десмонда-Райта-Морелло был Anything Goes (1966) с песнями Коула Портера (Cole Porter). Через несколько концертных записей последовал The Last Time We Saw Paris (1967). Это была лебединая песня "Classic" квартета.
Поздняя карьера
Роспуск квартета в конце 1967 года позволил Дэйву Брубеку иметь больше времени на написание расширенных оркестровых и хоровых произведений, которые занимали его внимание (не говоря уже о желании Брубека проводить больше времени со своей семьей). В феврале 1968-го состоялась премьера The Light in the Wilderness для соло баритона, хора, органа. Произведение исполнил симфонический оркестр Цинциннати под управлением Эриха Кюнцеля, а Брубек импровизировал в рамках определенных тем. Кусок ораторию на учении Иисуса. В следующем году Брубек продюсировал The Gates of Justice, кантата смешивания Библейских Писаний со словами доктора Мартина Лютера Кинга-младшего
Личная жизнь
Четверо из шести детей Дэйва Брубека стали профессиональными музыкантами. Дариус, старший -пианист, продюсер, педагог и исполнитель. Он был назван в честь наставника Брубека Дариуса Мийо. Дэн является известным перкуссионистом, Крис - мульти-инструменталист и композитор. Мэтью, младший, является универсальным виолончелистом с внушительным списком сочинений и выступлений. Дети Брубека часто выступают с ним в концертах и в студии звукозаписи.
Брубек считает, то, что он видел во время Второй мировой войны, противоречил Десяти Заповедям, и война вызвала его духовное пробуждение. Он стал католиком в 1980 году. Хотя Дэйв был духовным человеком до того времени, он сказал: "Я не переходил в католичество, потому что ничего не было конвертировать. Я только что присоединился к Католической Церкви". В 1996 году он получил премию Грэмми за достижения всей жизни. В 2006 году Брубек был награжден медалью Laetare Университета Нотр-Дам во время открытия университета. Он исполнил «Travellin 'Blues» для выпускников 2006 года.
Брубек вместе с женой Иолой в 2000 году основал Институт Брубека в их альма-матер, Тихоокеанский университете. Там предоставляют стипендии и образовательные возможности в джазе для студентов. Одна из главных улиц школы Dave Brubeck Way названа в его честь.
Дэйв Брубек скончался 5 декабря 2012 года в больнице города Норвалк штата Коннектикут. Брубек умер накануне своего 92-го дня рождения.
Как рассказал менеджер музыканта Рассел Глоуд (Russell Gloyd), Брубек скончался от сердечного приступа по пути к своему кардиологу, у которого он должен был пройти плановый профилактический осмотр.
Признание
8 апреля 2008 года государственный секретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс представила Брубека к премии по общественной дипломатии Бенджамина Франклина за представление американского "видения надежды, возможности и свободы" через его музыку.
Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и его супруга Мария Шрайвер объявили 28 мая 2008 года, что Брубек будет введен в Калифорнийский Зал славы, расположенный в Музее истории Калифорнии, женщины и искусств. Церемония произошла 10 декабря, и он был удостоен этой чести вместе с одиннадцатью другими легендарными калифорнийцами.
В сентябре 2009-го Центр исполнительских искусств Кеннеди объявил Брубека победителя в экспозиции произведений искусства. Гала-концерт состоялся 6 декабря (восемьдесят девятый день рождения Brubeck) и транслировалась в национальном масштабе CBS 29 декабря.
20 сентября 2009 года на джазовом фестивале Monterey Дэйв Брубек был удостоен степени почетного доктора музыки (D.Mus. Honoris Causa) от музыкального колледжа Беркли
16 мая 2010 Брубек был удостоен звания почетного доктора музыки (Honoris Causa) Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия. Церемония прошла на National Mall.
5 июля 2010 Брубек был награжден Miles Davis-премией на джазовом фестивале Montreal International. В 2010 году Брюс Рикер и Клинт Иствуд продюсировали документальный фильм Dave Brubeck: In His Own Sweet Way в честь его 90-летия в декабре 2010 года.
Брубек стал сторонником Jazz Foundation Америки в их миссии по спасению домов и жизни пожилых джазовых и блюзовых музыкантов, в том числе музыкантов, которые пережили ураган Катрина. Brubeck поддержал Jazz Foundation, исполняя на своем ежегодном концерте "A Great Night in Harlem" в 2006 году.
Дискография
Brubeck Trio with Cal Tjader, Volume 1 (1949)
Brubeck Trio with Cal Tjader, Volume 2 (1949)
Brubeck/Desmond (1951)
Stardust (1951)
Dave Brubeck Quartet (1951)
Jazz at the Blackhawk (1952)
Dave Brubeck/Paul Desmond (1952)
Jazz at Storyville (live) (1952)
featuring Paul Desmond In Concert (live) (1953)
Two Knights at the Black Hawk (1953)
Jazz at Oberlin (1953) Fantasy Records
Dave Brubeck & Paul Desmond at Wilshire Ebell (1953)
Jazz at the College of the Pacific (1953) Fantasy Records
Jazz Goes to College (1954) Columbia Records
Dave Brubeck at Storyville 1954 (live) (1954)
Brubeck Time (1955)
Jazz: Red Hot And Cool (1955)
Brubeck Plays Brubeck (1956)
Dave Brubeck and Jay & Kai at Newport (1956)
Jazz Impressions of the U.S.A. (1956)
Plays and Plays and... (1957) Fantasy Records
Reunion (1957) Fantasy Records
Jazz Goes to Junior College (live) (1957)
Dave Digs Disney (1957)
In Europe (1958)
Complete 1958 Berlin Concert (released 2008)
Newport 1958
Jazz Impressions of Eurasia (1958)
Gone with the Wind (1959) Columbia Records
Time Out (1959) Columbia Records/Legacy (RIAA: Platinum)
Southern Scene (1960)
The Riddle (1960)
Brubeck and Rushing (1960)
Brubeck a la Mode (1961) Fantasy Records
Tonight